Как опорочила, как разоблачила псевдолибералов того времени убийственная для них
рифма "обирала - либерала". Будто насмешливое эхо, передразнив, исказило это
претендующее на благородство слово "либерал".
Но далеко не всегда рифма смеется и дразнит.
Какую законченность, какую силу приговора придают меткие рифмы стихам Лермонтова
"На смерть поэта".
Русский язык в этом отношении куда пластичней. Чуть ли не все слова могут
меняться местами в предложении. Слова длиннее английских, поэтому трехсложники
распространены почти так же, как и ямб с хореем, да и четырехсложники (пеоны)
сплошь и рядом удаются. То есть стих весьма вариативен. А если добавить сюда
возможность нарочитого “расшатывания” метрического стиха за счет
пропуска-добавления внесхемных слогов, как это происходит в получившем в
последние годы распространение акцентном стихе, ну, например, у Олеси
Николаевой:
А. А.: Да, он естественен для нашего языка. По крайней мере, это не
искусственная калька с французского или, скажем, английского. Т.е. свободный
стих отчасти явился привнесенным нововведением в том смысле, что зарубежный
стихотворный опыт подсказал новым поэтам возможности его использования. Но он не
был чужероден и лег на готовую почву. Ведь не все же прививается – вот
силлабика, я думаю, неспроста не привилась. Или, к примеру, гекзаметр. И той, и
другим у нас пишут время от времени, но, так сказать, “умышленно” пишут. А
силлаботоника, кстати говоря тоже “привозная”, гениально легла на язык,
оказалась для русского естественной – в этом-то смысле Бродский прав: язык
диктует! Она до того естественна, что, как ты помнишь, Васисуалий Лоханкин
разностопным ямбом просто разговаривал. Вообще, двустопный, особенно ямбический,
стих замечательно ложится в структуру русского языка, совпадая со средней
протяженностью слова. Настолько хорошо, что любой более или менее понаторевший
человек способен на спор буквально через десять минут выражать свои мысли только
разностопным ямбом. Это очень просто.
Алексей Алехин: В современном понимании это абсолютно одно и то же. Белый стих –
другое, русский вольный стих – третье... Но это все теория.
Какие могут быть причины выбора такой формы - могу лишь предположить. "Так
написалось", нужен контраст "между стихом и стихом", не хочется рвать
предложения, нужно резко затормозить читателя на странице... Сам я так никогда
не писал.
В любом случае, техника эта довольно опасная и малопредсказуемая.