Переходя к вопросу о месте свободного стиха в истории русской поэзии, я хотел бы
сказать, что свободным стихом писали Пушкин, Лермонтов, Блок, Кузмин, Хлебников,
Терентьев, Л. Лавров, Шершеневич, Мазурин, Нельдихен, Гастев, Садофьев,
Маяковский, Цветаева, Мандельштам, Кирсанов, Оболдуев, Благинина, Тарковский,
Солоухин, Винокуров и многие, многие другие. Какое разнообразие стилей и
почерков! Мне удалось это выяснить в результате многолетней работы по
составлению антологии «Русский свободный стих второй половины XVII — первой
половины XX в.». Нижняя граница была установлена недавно, когда выяснилось, что
образцы свободного стиха дал еще А. Сумароков.
и шагну в пустоту” – и непонятно, что там с какой стороны... Там есть элемент загадки: с какой стороны “двери” автор говорит.
Но и в "Пророческих книгах" Блейка, где каждый стих подчинен особому складу и размеру, и в широких, освобожденных от всех метрических канонов строках Уолта Уитмена есть какая-то, хоть и довольно свободная, музыкальная система, есть усложненный, но уловимый ритм, позволяющий отличить стихи от прозы. А у Маяковского - при всем его новаторском своеобразии - стих еще более дисциплинирован, организован. В последние же стихи этого поэта-оратора ("Во весь голос") торжественно вступают строго классические размеры:
|