Кстати, в андеграунде верлибром довольно много писали, так что когда все это
начало выплывать и печататься, его оказалось так много, что чуть ли не о
“времени верлибра” заговорили. Впрочем, удач там не так уж в изобилии, хотя
отдельные были – Игорь Холин, например.
А. А.: Начнем с того, что я не вполне согласен с постановкой вопроса. Не было
никакого “выпадения”. Ведь рассуждая о русской поэзии(,) мы обычно имеем в виду
ее новый период – “три века”, и все эти древние опыты остались за их пределами.
Верлибр в современном смысле слова – новое явление. Оно возникает и развивается
если не у нас на глазах, то в обозримом времени. И как всякое новое, даже имея
вершины, имеет их пока не много.
Что же касается творческой установки, то приход к свободному стиху объясняется
стремлением к максимальной естественности речевой интонации, так как
естественная речевая интонация реализуется прямым порядком слов главным образом
в условиях первичного ритма. В этом смысле свободный стих можно назвать еще
строго интонационным стихом. Несколько упрощая, можно сказать, что умение писать
свободные стихи — это умение членить текст на фразы и синтагмы, обозначая их
графически в виде отдельных (авторских) строк.
Всякий маменькин сынок,
Всякий обирала,
Модных бредней дурачок
Корчит либерала. (1)
Очевидно, строгий и точный размер был нужен ему для того, чтобы выделить в
потоке современного, грубоватого, подчас озорного просторечья торжественные
строчки, обращенные к будущему.
В этом сочетании вольного стиха с правильным стихотворным размером есть своя
новизна. Маяковский и тут остается новатором.