А. Г.: Я поделюсь своим опытом. Когда я работаю с рифмованным стихом, мне может
прийти в голову одна строчка, или одна строфа. И эта вот конструкция у меня уже
в воздухе, она уже есть. Я знаю ее, я могу не волноваться, я могу ее записать
или просто запомнить и потом с ней работать. Со свободным стихом так не
получается. Потому что энергетика и есть сама его внутренняя структура. Для
верлибра, у меня во всяком случае, обычно должен быть очень сильный
энергетический, одномоментный выброс. Лучше всего, сильнее всего получается,
когда садишься и, почти не думая, записываешь этот речевой поток. То есть
физиология – разная.
Очевидно, стих живет и развивается, как и все в жизни, диалектически. Смелые
поиски новых путей уживаются и чередуются со столь же смелым обращением к лучшим
традициям, обогащенным новыми открытиями.
Бывают стихи в форме стихов, а бывают стихи в форме прозы. Такие пульсирующие
потоки текста. Не знаю, кто первый их придумал, но, наверное, это было довольно
давно. Скажу пару слов о приёмах владения этой техникой, которые мне известны.
А. Г.: Можешь дать определение – верлибра, белого стиха и русского свободного
стиха?
А между тем, некоторые, не осознавая размеров собственного преступления, - по
сути, убийства любви, считают, что лирика - самый простой жанр и сразу лезут со
своими плохо сформулированными переживаниями в душу читателя. На самом же деле,
любовь - это самое сложное поэтическое (и не только) явление. Попробуйте-ка
описать то, во что не верите! Попробуйте описать самое счастливое время своей
жизни. Попробуйте описать то, что принесло Вам горе и страдание, которому не в
силах человеческих помочь. Это не может быть «просто» по определению.
Если А. Квятковский считал, что свободный стих — это все, что не строго
метрический стих, то А. Жовтис, применив ошибочную теорию Е. Поливанова о смене
мер повтора к свободному стиху, дал определение не свободного стиха, а
полиритмическим композициям, огромное количество форм которых многие принимают
за свободный стих. Не являются свободным стихом и стихотворные произведения,
представляющие собой полиритмические ассамбляжи из метрических и дисметрических
частей. Кроме того, А. Жовтис считает возможным окказиональное употребление
рифмы в свободном стихе. Хотя окказиональное употребление рифмы в свободном
стихе не что иное, как окказиональное проявление конвенциональности. Другое дело
— окказиональное появление метрических строк. С точки зрения практической это
совершенно допустимо, так как дисметрический стих имеет большую ассимилирующую
силу.